+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отражение субсидии в бухучете

Содержание

Налоговый и бухгалтерский учет субсидий

Отражение субсидии в бухучете

Источник: журнал «Главбух»

На создание необходимых условий для ведения сельхоздеятельности направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. В ней предусмотрены мероприятия, призванные помочь хозяйствам обеспечить обновление основных средств, закладку и уход за многолетними насаждениями, повышение плодородия почв и т. д.

При этом, как показывает практика, господдержка в форме субсидий может предоставляться сельхозорганизациям на возмещение убытков или затрат.

Так, предприятию могут выделить средства на компенсацию части расходов на модернизацию сельхозтехники, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам Или же, например, финансовая поддержка может покрыть часть затрат на страховую премию по договорам сельскохозяйственного страхования, заключение которых необходимо для минимизации рисков гибели растений и животных.

Добавим, что рассчитывать на получение субсидии можно в случае, если в регионе, где расположена организация, есть соответствующая утвержденная программа развития сельского хозяйства.

Налоговый учет

При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде целевого финансирования. Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Однако заметим: данная норма действительна только для бюджетных и автономных учреждений. Перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования, исчерпывающий. Это подтверждают и чиновники в письме Минфина России от 12 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/68.

Поэтому сельхозпредприятия при получении таких средств должны включить их в доходы.

В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ определено, что при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления. Эта норма распространяется не на все организации, а только на некоммерческие. Но сельхозпроизводитель не может быть причислен к некоммерческим организациям. Получается, что у хозяйства нет оснований не учитывать полученные субсидии в доходах.

Отметим, что эти выводы справедливы и для тех предприятий, которые применяют специальные режимы.

Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования. Тем самым обеспечивается баланс доходов и расходов.

Возможна и обратная ситуация: если суммы господдержки не учитываются в доходах, то нельзя признать и соответствующие им расходы. Так, например, в пункте 1 письма Минфина России от 14 сентября 2012 г.

№ 03-11-06/1/19 был рассмотрен следующий случай. Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, понесло убытки от засухи. Часть потерь компенсировал бюджет.

Чиновники разъяснили, что в составе расходов учитывается только разница между суммой убытка и средствами, выделенными на его покрытие.

Учтите: если предприятие вернуло в бюджет неиспользованный остаток субсидий, то эту сумму можно учесть в составе внереализационных затрат. Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он перечислен (письма ФНС России от 30 июня 2014 г. № ГД-4-3/12324@ и Минфина России от 16 мая 2014 г. № 03-03-10/23121).

Хозяйство может получать средства финансирования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Но не только. Например, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264ФЗ «О развитии сельского хозяйства» также предусмотрена госпомощь сельхозорганизациям.

Обратите внимание: в данных случаях хозяйство должно отражать полученные средства в составе доходов пропорционально расходам, фактически понесенным за счет соответствующего источника не более двух лет.
При этом если по окончании двухлетнего периода сумма субсидии превысит размер признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов последнего года.

Отметим также, что если за счет бюджетных средств приобретается амортизируемое имущество, то суммы субсидии отражаются в составе доходов по мере начисления амортизации. Данные правила применяются независимо от того, на каком режиме налогообложения находится хозяйство. Это предусмотрено:

  • для компаний на общей системе и использующих метод начисления при расчете налога на прибыль – пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ, а при кассовом методе – пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ;
  • для хозяйств, уплачивающих единый сельхозналог, – подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;
  • для организаций которые работают на упрощенном режиме налогообложения, – пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Если хозяйство зарегистрировано на своего главу (индивидуального предпринимателя), то оно применяет особый порядок учета субсидий на основании пункта 4 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

Льготная ставка по налогу на прибыль

Напомним, что к доходам от реализации произведенной сельхозпродукции применяется ставка налога на прибыль 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ). Поэтому при получении средств финансирования льготную ставку можно применять, если они непосредственно относятся к деятельности по производству сельхозпродукции, ее переработке и продаже.

Например, хозяйство вправе использовать нулевую ставку налога на прибыль в отношении средств господдержки, полученных:

  • на компенсацию затрат, понесенных по причине гибели сельскохозяйственных культур из-за засухи;
  • на субсидирование элитного семеноводства;
  • на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  • на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/217.

Что касается субсидий, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, то они облагаются по ставке 20 процентов. Об этом сказали чиновники в письме Минфина России от 1 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/46682.

Бухгалтерский учет субсидий

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по мере возникновения права на субсидию;
  • при ее фактическом получении.

Если выбрать первый вариант, то нужно будет сделать следующие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– признаны средства господдержки;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– поступило финансирование.

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получена господдержка.

По мере расходования субсидии ее сумма списывается со счета 86. Порядок списания зависит от того, на какие расходы она выделена – капитальные или текущие.

Господдержка, направленная на финансирование текущих затрат, списывается в периодах признания соответствующих расходов. При этом сумма субсидии учитывается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету сырья и материалов. Затем при отпуске их в производство суммы финансирования переносятся со счета 98 в состав прочих доходов отчетного периода.

Что касается средств на финансирование капитальных расходов, то они списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов по мере начисления амортизации (п. 9 ПБУ 13/2000).

Если средства господдержки предоставлены на финансирование расходов предыдущих периодов, то необходимо отразить возникновение задолженности по ним за счет увеличения прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000):
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– сформирована задолженность по средствам финансирования.

Пример
Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, получило субсидию в размере 400 000 руб. на компенсацию части стоимости минеральных удобрений, которые необходимо закупить.

Фактически их приобретено меньше запланированного объема, поэтому получился остаток средств финансирования в размере 25 000 руб.

Бухгалтер в этом случае должен сделать следующие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 400 000 руб. – выделена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 400 000 руб. – получены средства;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 80 000 руб. (400 000 руб. х 20%) – отражен отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 375 000 руб. – приобретены удобрения;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– 375 000 руб. – признана сумма субсидии в доходах будущих периодов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 375 000 руб. – использованы удобрения;

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 375 000 руб. – включено финансирование в состав доходов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
– 75 000 руб. (375 000 руб. х 20%) – погашена часть отложенного налогового актива;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 76
– 25 000 руб. (400 000 –375 000) – отражена задолженность по возврату средств;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 25 000 руб. – возвращена часть субсидии;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
– 5000 руб. (80 000 – 75 000) – учтен в расходах неиспользованный остаток субсидии.

А. Анищенко,
аудитор

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47820-nalogovyy-i-buhgalterskiy-uchet-subsidiy.html

Учет субсидий в бухгалтерском учете

Отражение субсидии в бухучете

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» – учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию.

На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч.

98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы. 

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления.

Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть.

Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции Д/тК/т
По капвложениям
Отражена задолженность по возврату субсидии8676
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа91/286
Восстановлена сумма субсидии98/286
По текущим затратам
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии8676
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов91/286

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции Д/тК/тСумма
Зачислены средства из бюджета51863 500 000
Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы08603 500 000
Участок принят к учету01083 500 000
Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов8698/23 500 000
Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок98/291/1194 444

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции Д/тК/тСумма
Задолженность по возврату субсидии8676560 000
Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)98/291/156 000
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)91/18656 000
Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)98/286504 000
Дотация перечислена в бюджет7651560 000

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них.

Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ). 

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-subsidiy-v-buhgalterskom-uchete

Как отразить субсидии в бухгалтерском учете – Предприятие Инфо

Отражение субсидии в бухучете

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.

Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД

Источник:

Проводки по субсидии

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

Что такое субсидия

Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.

Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
  • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.

Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.

Субсидии в учете

Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют бухгалтерский счет 86.

Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.

Государственная помощь при финансировании капитальных расходов

Пример:

Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки:

ДтКтОписаниеСуммаДокумент
7686Отражение задолженности по субсидии5 670 000 руб.договор купли-продажи земельного участка
5176Зачисление средств из бюджета5 670 000 руб.банковская выписка
0860Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений5 670 000 руб.договор купли-продажи земельного участка
0108Принятие земельного участка к учету5 670 000 руб.договор купли-продажи земельного участка
8698/2Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов5 670 000 руб.соглашение о предоставлении субсидии
98/291/1Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб : 11 мес.)515 455 руб.соглашение о предоставлении субсидии

Источник: https://gyroscooter-72.ru/nalogi/kak-otrazit-subsidii-v-buhgalterskom-uchete.html

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Отражение субсидии в бухучете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию.

На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч.

98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Зачислены средства из бюджета

3 500 000

Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы

3 500 000

Участок принят к учету

3 500 000

Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов

3 500 000

Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок

194 444

Пример 2

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Задолженность по возврату субсидии

560 000

Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)

504 000

Дотация перечислена в бюджет

560 000

Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

  • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
  • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
  • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
  • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).

Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям.

Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости.

Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:

ДебетКредитОписаниеСтоимостьДокумент
7686Долг относительно субсидии5 670 000 руб.
5176Деньги из бюджета5 670 000 руб.
0860Стоимость участка5 670 000 руб.Договор о покупке земли
0108Участок, поставленный на учет5 670 000 руб.
8698/2Сумма помощи для грядущего периода5 670 000 руб.Предоставлена субсидия, имеется соглашение
98/291/1Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./11 мес.)515 455 руб.Субсидия предоставлена, имеется договор

Важно! Учет целевой помощи зависит от того, каким способом и на какие цели она выдавалась.

Учет субсидирования при режиме УСН

Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности.

Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно. Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ.

Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:

  • когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
  • субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.

Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет при использовании системы ЕСХН

Источник: https://ecoafisha.ru/otrazhenie-subsidij-v-buhgalterskom-uchete/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.