+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Пособие как научить читать ребенка

Содержание

С. и О. Федины,

Пособие как научить читать ребенка

Все родители хотят, чтобы ребенок рос умным и грамотным. Сколько гордости они испытывают, когда их малыш шагает по улице и читает вывески.

Начиная обучение, они встают перед выбором: какая из методик лучше? Об одной из них рассказывается в этой статье.

Судя по отзывам, курс, который предлагают в книге “Как научить ребенка читать” Ольга и Сергей Федины, один из самых эффективных и вызывает неподдельный интерес у родителей.

Кто написал?

Авторы пособия “Как научить ребенка читать” Ольга Федина и Сергей Федин – педагоги, работающие в развивающем детском центре “Маленький принц”. Несколько лет преподавания и наблюдений помогли им понять, какой принцип наиболее подходит для обучения малышей.

Один из авторов пособия Ольга Федина – опытный педагог, художник-акварелист, автор детских стихов и популярных книг для детей дошкольного и школьного возраста. Ее рукой также написана работа “Учимся читать”.

В данном пособии Ольга предлагает маленьким читателям взять карандаши и отправиться в увлекательное путешествие по страницам книги, где их ждут игры с буквами, задания на смекалку, раскраски, кроссворды, стихи и рассказы.

Для родителей подробно описывается методика обучения: с чего начать чтение, когда переходить к словам и предложениям.

Соавтор книги “Как научить ребенка читать” Сергей Федин – участник телепередач, ведущий рубрик в детских журналах “Квантик”, “Вовочка”, “Пятнашки”, “Кукумбе”, “Чердобряк”. Имя Дан Сильгер известно любителям детективных историй.

Под этим псевдонимом Сергей Николаевич публиковал фантастические рассказы и загадки, как взрослые, так и детские, с 1998 года в журнале “Наука и жизнь”. Тогда появились сержант Глум и инспектор Борг.

Эти истории вышли отдельными книгами: “Фантастические рассказы”, “Сказки для взрослых”, “Детективы”.

Ольга Викторовна – поэт, писатель и составитель нескольких десятков книг. Среди них “Ваш маленький гений”, “Большая книга игр и головоломок”, “Учимся думать и придумывать”, а также “Мир логики”, “Мир фантазии” и “Мир загадок”.

Сергей Николаевич тоже является поэтом и писателем. Его авторству принадлежат такие работы, как “Ученые шутят”, “Лучшие игры со словами”, “Математики тоже шутят”, “Хитрые задачи”, “Большая книга игр и головоломок”, “Учимся думать и придумывать”.

Что общего в книгах? Авторы предлагает увлекательные истории, задачи, головоломки и в игровой форме приглашает малышей к знакомству с математикой и азбукой, например, как в пособии “Как научить ребенка читать”.

Математика и приключения

С. Н. Федин – кандидат физико-математических наук и редактор журналов “Математика в школе”, “Математика для школьников”. Этот предмет необходим всем и каждому в повседневной жизни.

Перу автора принадлежит много книг, где он в занимательной форме учит малышей счету.

В “Финансовой грамотности” он не только рассказывает о математике, но и излагает базовые понятия из мира денег и их роли в жизни человека, как тратить их правильно, управлять ими и защитить от мошенников.

В книгах “Приключениях майора Пронькина” и “Невероятные приключения сыщика Флинта” читателям предстоит разгадывать головоломки и задачи вместе с детективами. Кроме того, ребят ждут погони, улики, пиратские клады и сокровища. Рассказы Сергея Федина привлекают и родителей и детей. Не стала исключением и книга Фединых “Как научить ребенка читать”.

Общие принципы

Книжных пособий по обучению чтению множество: от методов, по которым еще учились бабушки, до современных разработок. Все они основываются на каких-то определенных принципах:

  • фонетических, когда акцент делается на изучение звуков и букв;
  • лингвистических, когда чтение начинается с с часто употребляемых слов;
  • на принципе целого слова, где слова воспринимаются как целые единицы.

Методика Зайцева, например, основывается на пропевке слов и букв. М. Монтессори делает акцент на интуитивном чтении. Метод Мура предполагает одновременное чтение и печатание слов. В пособии “Как научить ребенка читать” Фединых предлагается 7-ступенчатое обучение – от знакомства со звуком до чтения текстов.

Конечно, все методики создавались с учетом физиологических и психологических особенностей детей. Опытные педагоги и практики оставили множество пособий по обучению чтению, но только родителям решать, какой из методов подходит их ребенку.

Книга “Как научить ребенка читать” – результат многолетней работы авторов в центре интенсивного развития дошкольников. В каждом из семи разделов есть советы родителям, объясняющие, как сделать, чтобы занятия проходили интересно и весело.

Общение с детьми, участие в передачах, публикации в журналах для детей позволяют узнать, что ребенка привлекает.

Но, как говорит один из авторов книги, “детским писателем можно стать не по формальным признакам, а по особому, радостному и изумленному, взгляду на мир”.

В таком ключе и написана книга Фединых “Как научить ребенка читать” – радостно и изумленно, – именно так встречают малыши тщательно продуманную авторскую методику. Идут вместе с родителями в волшебный мир чтения от первой до последней ступеньки. На каждой из них наставников встречают советы и методические указания, а детей ждут увлекательные упражнения.

  • На первой ступеньке дошкольники знакомятся с буквами и звуками.
  • На втором этапе малышей ждут слоги с фиксированной гласной.
  • На третьем – слоги с буквами Е, Я, Е, Ю.
  • Четвертая ступень встречает детей словами, где первая буква – гласная.
  • На пятой ребят ждут простые трехбуквенные слова.
  • На шестом этапе – слова из четырех букв и более.
  • На седьмой ступени – чтение предложений.

Описание методики

В конце книги читатели найдут “Тексты для чтения” и “Рассказы и сказки”.

Пособие Фединых “Как научить ребенка читать” (фото выше) красочно иллюстрировано, дети самостоятельно смогут прочитать первые загадки, выполнить упражнения, в которых авторы предлагают придумать антонимы, нарисовать слово. Например, трава, небо, солнце. Процесс обучения проходит интересно и весело, как пишут родители в своих отзывах.

“Как научить ребенка читать” Фединой О. и Федина С. – методика, в основе которой лежит фонетический принцип. То есть ребенок учится выделять из речи конкретные звуки, дифференцировать их и складывать в слоги и слова. Потом переходят к предложениям и текстам.

Как проходят занятия?

В книге “Как научить ребенка читать” акцент делается на том, что процессы познания у малыша проходят почти через все виды восприятия: мышление, слуховую и зрительную память.

Родители или педагоги должны организовать игровую обучающую среду, разнообразить занятия.

Например, в качестве “ученика” можно взять любимую игрушку ребенка и активно вовлекать в урок: устраивать соревнования, кто быстрее прочитает слово или слог.

Можно сделать карточки со словами и предложить малышу разложить возле соответствующих игрушек. За чтением какой-нибудь книжки попросить прочесть слово или фразу. Поощрять ребенка: написать записку или “письмо” от любимого сказочного персонажа. Например, “Приз у папы” или “Подарок на окне”. Малыши в игровой форме учатся с удовольствием. Кроме того, с помощью занятий:

  • расширяется словарь ребенка;
  • будут вырабатываться навыки письма;
  • более внятной станет речь;
  • исправятся некоторые логопедические проблемы;
  • будут развиваться мышление и логика.

Поэтапное обучение

Свой метод, изложенный в книге “Как научить ребенка читать”, Федины построили исходя из исследований ученых, статистики, собственных наблюдений. Родители, обучающие чтению детей по этой методике, утверждают, что ребенка увлекает сам процесс.

Ступенчатая программа позволяет малышу перестроиться и переходить к более сложным упражнениям. Все сделать правильно и не навредить малышу помогают советы в начале каждой главы-ступени.

Благодаря объяснениям, становится понятно, почему методика 7-ступенчатая.

  1. При обучении нужно акцентировать внимание на запоминании звуков: говорить [в], а не [вэ], соответственно [г], [д], [б], [т], а не [гэ], [дэ], [бэ], [тэ]. При таком подходе ребенку проще понять, почему [в] и [а] в слоге ВА дают [ва], а не “вэа”. Не стоит переживать по поводу того, что малыш не будет знать правильное название букв, – он их без труда выучит в школе.
  2. Следующий этап обучения – переход к чтению слогов вида: согласная + гласная. Ребенка нужно сначала учить “читать в уме”, затем на бумаге. Слоги с гласными Ю, Я, Е, Е – более трудные для восприятия, поэтому к ним приступить можно после того, как малыш научится читать слоги с У, А, И, Ы, Э.
  3. На третьем этапе нужно приступать к слогам с Е, Я, Ю, Е, потому что при их произношении фактически слышится два звука: я = [й] + [а] и т. п.
  4. В слогах, где первой стоит гласная, нужно иметь в виду, что малыши часто вместо АВ, например, читают ВА.
  5. Чтение слов многие педагоги рекомендуют начинать, когда ребенок уверенно читает слоги. Трехбуквенные слова можно читать, не дожидаясь уверенного чтения слогов.
  6. На этом этапе, в отличие от предыдущего, важно, чтобы малыш читал слоги не по буквам, потому что чтение получится утомительным, и малышу это быстро надоест.
  7. К предложениям можно приступать только после того, как ребенок научится хорошо читать трехсложные слова.

Педагоги предлагают различные методы, и возраст детей варьируется исходя их этого. В книге “Как научить ребенка читать” Федины отмечают, что оптимальный возраст – 4-5 лет. В этом возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к обучению.

Можно снизить планку до 3 лет, но в этом случае занятия не должны быть более 10 минут. Первые уроки лучше сделать по 5 минут, чтобы не отбить у ребенка желание к чтению. Затем смотреть на поведение малыша и увеличивать длительность занятий. В любом случае, для трехлеток они не должны превышать 10 минут, для детей 5–6 лет один урок должен быть не дольше 20 минут.

На первых порах заниматься можно не каждый день, и обязательно в игровой форме. Не следует делать перерывы более 4 дней. Занятия нужно прекратить сразу при первых признаках рассеянности, усталости, потери интереса у ребенка. Обучение должно стать для малыша увлекательным и радостным процессом.

Плюсы и минусы

Как и любая методика, обучение по книге Фединых “Как научить ребенка читать” имеет минусы и плюсы. Как отмечают многие родители и педагоги, к преимуществам этого курса можно отнести:

  • Ребенок учится быстро читать. В отзывах пишут, что детки в возрасте 3–4 лет через 4–5 занятий уверенно читают слоги.
  • Нет необходимости знать весь алфавит – 33 буквы. Чтение можно начинать с нескольких согласных и гласных.
  • Индивидуальность обучения, то есть нет конкретных сроков. Занятия можно строить в темпе, соответствующем способностям ребенка.
  • Методику без труда можно освоить в домашних условиях.
  • Ребенок постепенно учит готовые слоги и начинает читать бегло.

Единственный недостаток (скорее, даже предположение), который беспокоит родителей, – могут возникнуть сложности с вычленением звука в будущем, когда ребенок будет учиться письму. В основном о методике положительные отзывы. Многие отмечают, что детям очень нравится играть, читать учатся быстро и причем сразу хорошо, без запинок.

Источник: https://FB.ru/article/403307/s-i-o-fedinyi-kak-nauchit-rebenka-chitat-illyustratsii-gramotnoe-posobie-dlya-roditeley-interesnyie-zanyatiya-dlya-rebenka-i-stupenchataya-sistema-obucheniya-chteniyu

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Пособие как научить читать ребенка

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.

  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам.

Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем.

Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением.

Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 7 лет (1 класс)?

Пособие как научить читать ребенка

Умение читать – это навык, который должны привить ребенку, прежде всего, его родители. Не стоит ожидать, пока сын или дочь пойдет в 1 класс, где ими будут заниматься педагоги, ведь, во-первых, детям очень нравится изучать что-то новое с родителями, а, во-вторых, мама и папа могут существенно помочь подготовится к переломному в жизни дошкольника моменту.

Понимая, как правильно и  быстро научить ребенка в 7 лет читать, родители могут превратить  подготовку ребенка к 1 классу в увлекательное занятие, а обучение чтению по слогам – в интересную игру. На самом деле, это не сложно, но, конечно, такие занятия требуют определенных временных и моральных затрат, но полученные результаты этого действительно стоят.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.

Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:

  • отсутствию проблем с произношением слов;
  • достаточно хорошему владению устной речью;
  • развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
  • отсутствию проблем со слухом;
  • свободной ориентации в окружающей среде.

Внимательные родители всегда отметят подобный прогресс в развитии сына или дочери, и помогут усовершенствовать эти навыки и умения.

Лучшие методики

Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:

  1. Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.

    Такие занятия можно проводить даже с младенцами 5-6 месяцев.

  2. Выучивание отдельных слогов, можно использовать “Кассу слогов”. Такие тренировки лучше всего воспринимают детки 4,5 – 5 лет.

    Это одна из самых распространенных методик, но с ней следует проявлять осторожность, поскольку в будущем ребенок может привыкнуть к «дроблению» слов.

  3. Кубики Зайцева. Изучение слогов на красиво составленных схемах, таблицах и карточках поспособствует запоминанию слов, развитию речи и улучшению мышления, развитию фантазии.

    Кубики Зайцева

Выбор методики лучше всего осуществлять совместно с детским психологом. Если такой возможности нет, то можно спросить совета у педиатра или будущего учителя ребенка.

Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях

Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.

Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.

Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Слоговая таблица

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» – он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

    Через некоторое время нужно снова начать произносить слова вслух.

  3. Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.

Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса

Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

  1. Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
  2. Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.

    Только после этого можно переходить к изучению шипящих звуков Ж, Ш, К, Д и пр.

  3. После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
  4. Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
  5. Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
  6. Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.

Наиболее распространенные ошибки родителей

Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

  1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
  2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений. Поэтому лучше учить ребенка сразу произносить все слова в определенном отрывке, по нескольку раз повторяя пройденный этап.

И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей
[и]

Источник: https://kaknazvat.com/deti/nauchit-chitat-v-7-let/

Как научить ребенка читать по слогам – полезные советы и выбор пособия

Пособие как научить читать ребенка

Малыш стремительно растет и по мере его взросления многие родители задаются вопросом: «Как научить ребенка читать по слогам?»

Оно и понятно, ведь каждая мама желает, чтобы ее чадо не было отстающим звеном в детском коллективе.

Залог успеха любой поставленной задачи – сознательное отношение взрослых: нельзя приниматься за обучение с бухты-барахты. Нужно грамотно подойти к выбору методики, дающей 100% положительный результат.

Когда ребенок готов к учебе?

Итак, рассмотрим, как правильно и хорошо научить ребенка читать по слогам.

Каждая мама должна объективно оценить способности и степень развития своего малыша, который ни в коем случае не должен:

  • шепелявить или присвистывать,
  • проглатывать звуки или заменять их другими,
  • заикаться, говорить с придыханием,
  • общаться «мультяшной» речью.

Если вышеперечисленные проблемы существуют (хотя бы одна), то нужно срочно находить грамотного логопеда. В противном случае произойдет наслоение трудностей не только с чтением, но и с правильным написанием слов.

Опытные педагоги и психологи советуют осваивать чтение с 5 – 5,5 лет. Именно в этом возрасте малыш (морально и физиологически) чаще всего бывает готов к обучению азам грамотности.

Важными признаками готовности ребенка к обучению являются:

  1. Любопытство ребенка и его желание изучать новое.
  2. Обучающийся должен хорошо разбираться в пространстве и не путать понятия влево – вправо, вверх – вниз.
  3. Если ребенок мало-мальски ориентируется в алфавите и большое количество разнообразных букв (гласных и согласных) не вызывают у него неподдельное чувство растерянности или паники, то можно подумать о переходе к чтению по слогам.
  4. Немаловажное значение имеют навыки анализа и синтеза. Малыш должен быть уверен в том, что перед ним находится не изображение, а буква, передающая конкретный звук.

Родителям крохи следует отмести от себя советы некоторых умников, настаивающих на том, что обучать ребенка чтению следует с 2 или 3 лет, и забыть о знаменитой фразе «после трех уже поздно».

Не нужно отнимать детство у малышей и лучше периодически напоминать себе, что нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать и писать.

Как говорил мудрый царь Соломон: «Всему свое время, и есть время всякому делу под небом».

Азбуку и букварь нужно открывать в том случае, если малыш более-менее усидчив и может сосредоточиться на одном деле в течение 10 – 15 минут. В противном случае обучение будет пустой тратой времени, сил и нервов.

Выбор учебника

Научить ребенка читать по слогам в домашних условиях не так уж и страшно. Главное – грамотный подбор обучающихся материалов и книг.

Предварительное обучение или повтор пройденного

Во-первых, ребенок должен запоминать сам символ, а не картинку. Буква А – вначале арбуз, потом – аист, в конце – сама буква. Можно чередовать азбуку, букварь, кубики, карточки и магниты.

Во-вторых, малыш познает обучение через окружающий мир и движение. Следует нарисовать отдельные буквы в альбоме и раскрасить их, слепить из пластилина, начертить на асфальте и т.д.

В-третьих, не нужно устраивать казарму и учить или повторять буквы строго по алфавиту. Вначале можно освоить гласные (тем более, их всего несколько: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Из них можно взять более простые: А, О, У, Э, Ы) и только после этого переходить к согласным (лучше начинать со звонких сонорных: Л, М, Н, Р, Й).

Всегда следует помнить о самом главном – при обучении нужно заострять внимание малыша на обозначаемом звуке, а не букве. То есть не ЭН, а Н. В противном случае ребенок при соединении букв будет испытывать трудности.

Не нужно осваивать все буквы алфавита. Ведь можно учиться складывать те буквы, которые малыш уже знает, и постепенно переходить к изучению новых.

Второй этап

Самое трудное в обучении – это научить ребенка понимать, что буквы нужно произносить слитно.

Если взрослые достаточно быстро смогут донести до сознания малыша главное правило чтения, то можно расслабиться.

На этой ступени важно научиться соединять и правильно произносить сочетания двух букв. Это могут быть соединения звонких и гласных (МА, РЫ, НЕ, ЛИ), шипящих и гласных (ШУ, ЧА), гласных и глухих (ХА, ФУ, ЩА).

Можно начать с открытых слогов (сочетания букв заканчиваются на гласную), затем перейти к закрытым (слог начинается с гласного и заканчивается на согласный звук).

В процессе чтения двух букв нужно похвалить ребенка за то, что он самостоятельно читает такие слова, как УХ, ХА, ТЫ, ОН, УЖ, УС и другие.

На этом этапе не нужно объяснять ребенку теорию (слог – это один или несколько звуков, произносимых при помощи одного выдыхательного толчка воздуха; слово – смысловая единица и т.д.). Все равно ребенок в силу своего возраста не поймет заумные выражения. Все занятия желательно проводить в спокойной и доброжелательной обстановке.

Нужно оставить в сторону такие требования, что ребенок именно сегодня должен научиться читать такие-то слоги. Если у малыша нет настроения, то не следует на него давить. Можно повторить пройденный материал или в игровой форме придумать новые слоги.Самый лучший выбор – чтение книжек с большими иллюстрациями.

При чтении слогов важно соблюдать паузу между слогами, ритм и интонацию.

Заключительная стадия

Когда ребенок без трудностей соединяет две буквы и правильно их произносит, можно постепенно усложнять обучение и переходить к чтению таких простых слов, как КОТ, СОН, ВОТ, УСЫ и т.д.

Ребенку будет приятно осознавать, что он умеет читать, как взрослый.

  1. Для этого подойдут карточки или кубики (пусть обучающийся сам соберет слово).
  2. Нужно произнести слово правильно, но составить его с ошибкой (малышу следует самостоятельно или с помощью подсказки обучаемого найти «оплошность» взрослого).
  3. Следует взять любой текст в букваре и найти отдельные слова, которые малыш уже знает.

Обязательно нужно хвалить ученика, вместе с ним хлопать в ладоши и не стесняться выражать положительные эмоции. Если ребенок ошибается и не готов перейти к следующему этапу обучения, то взрослому следует остановиться и повторить пройденное.

Обзор учебных пособий

Как показывает практика, классическим учебным пособием считаются буквари, среди которых наиболее интересными и результативными стали книги Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Букварь Н. Жуковой

Надежда Сергеевна Жукова – известный детский психолог и логопед с 30-летним стажем.

Букварь под ее редакцией показал успешные результаты при домашнем обучении.

Методика автора очень проста: она использовала традиционный подход к обучению и совместила его с собственными оригинальными дополнениями.

Блоки советов и методических указаний помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать.

Все страницы букваря грамотно составлены, красиво проиллюстрированы и позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении определенной буквы, слога, слова и простого предложения.

Методика обучения составлена от простого к сложному. Для родителей отведены отдельные подсказки, позволяющие понять, где следует остановиться, как объяснять и над чем нужно поработать, если учеба привела в тупик.

Букварь Е. Бахтиной

Елена Николаевна Бахтина – известный российский педагог, издатель и основатель «Школы гениев». Яркий и красочный букварь рассчитан на детей от 2 до 7 лет. Автор считает, что каждая буква – это определенный образ. Рекомендации родителям даются в самом начале книги.

Дети с помощью взрослых знакомятся с буквами и учатся с ними дружить (составлять слоги), читать наоборот, подкреплять свои знания наглядными изображениями и двигаться от простого к сложному.

От родителей не требуется наличия специальных педагогических навыков. Букварь составлен таким образом, что ни один малыш в конце не остается неучем.

Букварь Бахтиной

Буквари обоих авторов издаются в любом формате: есть и в форме альбома, и в виде мини-книжек, которые удобно брать с собой в поездки.

Обучение ребенка чтению по слогам – процесс, требующий от взрослых терпения и доброжелательного отношения к обучающемуся. Мамам и папам всегда следует помнить о возрасте малыша и не требовать от него моментальных результатов: при грамотном подходе можно обучить дочурку или сынишку читать за полгода или год.

на тему

Источник: https://momjournal.ru/semya/zanyatiya-s-detmi/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam.html

Пошаговый план как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

Пособие как научить читать ребенка

На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

Готов ли ребенок к обучению

Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

  1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
  2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
  3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – подробный план действий для родителей

  1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Обучение чтению по Монтессори

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры.

Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке.

Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Источник: https://algebrazhizni.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat-po-slogam-v-domashnix-usloviyax/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.